Древнеславянский численник

Древнеславянский численник — условное название днеисчисления представлений древних славян, существовавших в языческом быту и повлиявших во время охристианствования на создание численника славянских народов. Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.

Источники для воссоздания древнеславянского численника

Знатоки летописи используют для восстановления древнеславянского численника сведения из средневековых письменных источников. Во-первых, это болгарские и древнерусские летописные письмена, в которых упоминаются названия месяцев и ведётся счёт лет и временных отрезков, начиная с дохристианской летописи славян. Во-вторых, это жития святых. Особую ценность составляют письмена, содержащие числовые расчёты. К ним относятся пасхальные сетки и «Учение о числах» Кирика Новгородца.

Важнейшим источником является так называемый народный численник примет, запечатленный в старинных творческих письменах нового времени. Он сохранил, как полагают, важнейшие части годового численного хода древних славян и внутренние связи между ними. При работе с этим численником следует принимать во внимание наслоение более поздних христианских представлений, расхождение юлианского численника с природным и смену численников: юлианского на григорианский. Важное место занимает исследование народных названий месяцев.

Третий состав источников — древние находки. Существует способ изучения знаков численника на глиняных изделиях и украшениях дописьменных древних бытностей. Её суть заключается в выявлении чисел, отражённых в украшениях (к примеру — числа 21, 13, 12, 9, 7, 4 и 3 — являются знаками численника), подсчёт частоты их употребления в области бытностей и сопоставление с подобной сводкой соседних по расположению похожих бытностей, а также бытностей более раннего и более позднего времени. Для славян подобных исследований не проводилось. Сложность вызывают и споры о том, какие именно древние обычаи можно считать славянскими. Другой трудностью является отсутствие на глиняных изделиях славян численных знаков. Самые богатые сведения для восстановления численника древних славян дают глиняные изделия черняховского быта, славянская принадлежность которой, при этом, признаётся далеко не большинством знатоков древних находок. Некоторые исследователи пытались привлечь для воссоздания численника числовые значения, отражённые в строении древнеславянских капищ (число 8, которое скорее обозначает расположение, а не является численным).

Четвёртый состав сведений о численнике славян возникает при использовании сравнительного способа. При восстановлении используются соответствия с другими численными устройствами, однако надёжных данных, ввиду отсутствия подобных письменных источников и утвердительных древних данных о ранней летописи славян, этот способ не даёт.

Общие подходы к исчислению времени древними славянами

Численник славян изначально был лунным, или пережитки лунного численника долго сохранялись. Это очевидно и из самого названия «месяц», и из многочисленных припоминаний о лунном счёте времени в народном быту. Однако земледельческая жизнь славян, как и других европейских народов, побуждали их больше внимания уделять солнцу. Основные праздники годового круговорота издревле, ещё с дославянской поры, привязывались к дневному светилу — так что численник славян с неизбежностью становился лунно-солнечным.

Б. А. Рыбаков, исследуя численные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки (4 век) путём сопоставления с народным численником, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие промежутки (неделя, две недели, 40 дней, месяц (или «луна») и т. п.), учитывая таким образом порядковое положение дня относительно других дней и соотношение всего годичного круговорота с небесными и природными явлениями. Такими явлениями, по мнению некоторых исследователей, были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала и Коляда.

На ромашкинском численнике, по мнению Рыбакова, обозначен промежуток земледельческих работ с конца травного по зарев, отмечены праздники «Купалы» (ночь с 23 на 24 июня) и Перуна (12 и 20 июля), а также «русалии» и время жатвы.

Дни отмечены клеточками с крестом внутри — обозначением света, то есть счёт вёлся «днями» («инии деньми лето чтяаху»), тогда как в древнерусских источниках также указывается на то, что предки славян, до того, как узнать 12 месяцев юлианского численника, считали время по луне («овии по луне чтяху»), то есть месяцами.

При таком счёте времени самым простым было считать дни и года от какого-либо события, при этом образовывались разнообразные местные численные установки и веха, не являющиеся общеславянскими и существовавшими непродолжительное количество времени — до следующего значимого события.

К численным знакам, имеющей числовое выражение, у древних славян относятся числа 12, 6, 4 и 3, связанные с солнцем, числа 13, 7, 5 и 4, связанные с луной, а также число 9, имеющее лунно-солнечное объяснение. В народном творчестве встречаются такие временные и числовые значения как 30 лет и 3 года, «тридевять» (27) и «тридесять» (30), 40 дней и «сорок сороков» (1600) и др.

Выводы Рыбакова не разделяются некоторыми исследователями, например, Л. С. Клейном. Клейн высказывает сомнения к Рыбакову за натянутость выводов и за неоправданный поиск «славянского численника» в обычных узорах черняховских сосудов, которого там, по мнению Клейна, быть не может.

Дни недели

Названия дней недели у разных славянских народов
Совр. русские Старо-церковно-славянские Польские Нижнелужицкие Верхнелужицкие
понедельник понєдѣ́л҄ьникъ poniedziałek pòniedzôłk pónjeźele
вторник въто́рьникъ wtorek wałtora wutora
среда срѣ́да środa srjoda srjeda
четверг чєтврь́тъкъ czwartek stwórtk štwórtk
пятница пѧ́тъкъ piątek pětk pjatk
суббота сѫбо́та; собо́та sobota sobota sobota
воскресенье нєдѣ́лѧ niedziela njeźela njedźela
Чешские Словацкие Словенские Сербо-хорватские Хорватские
pondělí pondelok ponedeljek ponedeljak ponedjeljak
úterý utorok torek utorak utorak
středa streda sreda sreda srijeda
čtvrtek Štvrtok Četrtek četvrtak Četvrtak
pátek piatok petek petak Petak
sobota sobota sobota subota subota
neděle nedeľa nedelja nedelja nedjelja
Сербские Македонские Болгарские Украинские Белорусские
понедељак понеделник понеделник понеділок панядзелак
уторак вторник вторник вівторок аўторак
среда среда сряда середа серада
четвртак четврток четвъртък четвер чацьвер
петак петок петък п’ятниця пятніца
субота сабота събота субота субота
недеља недела неделя неділя нядзеля

В «Повести временных лет» понедельник и вторник упомянуты всего по одному разу, среда — дважды, четверг — трижды, пятница — 5 раз, суббота — 9, а воскресение («неделя») — 17 раз.

Названия дней недели («седмицы») имеют порядковое значение: вторник — второй день, четверг — четвёртый, пятница — пятый. Название воскресенья — «неделя» — указывает на запрет трудиться в этот день, на день отдыха (такие запреты также связаны с различными народными праздниками и различными видами деятельности). Название понедельника указывает на связь седьмого и первого дней («после недели»).

Слово суббота заимствовано из еврейского языка, пришло оно, вероятно, вместе с охристианствованием Руси, при русских нецерковных шесток, шосток. Слово среда указывает на серединное положение дня среди пяти дней (или семи, если считать неделю не с понедельника а с воскресенья). Пятница и воскресенье почитались в славянских народных обычаях. Сохранилось празднование двенадцати «пятниц» в году, имеющее подложные истоки.

Светлана Толстая считает, что восточные славяне пользовались пятидневной неделей, а субботу и воскресенье они заимствовали во время охристианствования.

Сербский знаток изучающий народности Петар Петрович предполагает, что с приходом христианства у сербов добавилась суббота, а до этого неделя состояла из шести дней.

Л. В. Черепнин писал о первых веках христианства:

«Трудно с достоверностью сказать, с какого дня начинался в древней Руси счёт дней недели: с воскресенья ли, заканчиваясь субботой, или же с понедельника по воскресенье. Предполагают, что единого порядка и не было, что существовали оба указанных счёта, причём, в житейском обиходе был в ходу первый, в церковном использовании преобладал второй».

Дни недели, как и у других языческих народов, могли быть посвящены различным богам. Соответствие дней недели семи небесным телам и небесным богам было заимствовано древнеримским численником из халдейского внеземного учения Месопотамии вместе с семидневной неделей, а затем распространилось по всей римской земле. Известно, что четверг связан с Перуном, а пятница — с Мокошью (ср. поздний образ — Параскеву Пятницу).

Название месяцев

Само слово «месяц» указывает на связь выделения такого летоисчислительного отрезка с лунными круговоротами и имеет общеевропейские корни. Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.

Славянские названия месяцев сохранились у ряда славянских народов: (В языках обозначенных прописью обычно употребляются названия латинского происхождения.)

В литовском языке сохранились балтийские названия месяцев, частично совпадающие со славянскими, что позволяет предположить, что часть этих названий восходит ещё ко времени балто-славянского единства.

Совр. рус. язык Древне-русский язык Русские народные Новоязыческие Украинский язык Белорусский язык Польский язык Кашубский язык
Январь Просинец Просинец, Перезимье, Лютовей, Трескун Просинец Січень Студзень Styczeń Stëcznik
Февраль Сечень Вьюговей, Бокогрей, Снежень, Лютень Лютень Лютий Люты Luty Gromicznik
Март Сухий Зимобор, Протальник, Грачевник Березень Березень Сакавік Marzec Strëmiannik
Апрель Березозол Снегогон, Ручейник, Первоцвет Цветень Квітень Красавік Kwiecień Łżëkwiôt
Май Травный Ярець, Травник, Цветень Травень Травень Май, Травень Maj Môj
Июнь Изок Разноцвет, Скопидом, Хлеборост Кресень Червень Чэрвень Czerwiec Czerwińc
Июль Червен Страдник, Сенозарник, Грозник Липень Липень Ліпень Lipiec Lëpinc
Август Зарев Густоед, Разносол, Жнивень Зарев Серпень Жнівень Sierpień Zélnik
Сентябрь Ревун Ревун, Хмурень, Вересень, Зоревник Руен Вересень Верасень Wrzesień Séwnik
Октябрь Листопад Грязник, Свадебник, Листобой Листопад Жовтень Кастрычнік Październik Rujan
Ноябрь Груден Грудень, Полузимник, Бездорожник, Листогной Грудень Листопад Лістапад Listopad Smùtan
Декабрь Студеный Ветрозим, Студень, Стужайло Студень Грудень Сьнежань Grudzień Gòdnik
Нижне-лужицкий язык Верхне-лужицкий язык Чешский язык Болгарский язык Словенский язык Хорватский язык Сербский язык Македонский язык
Wezymski Wulki rožk Leden Просинец, Колог, Коложег, Голям сечко Prosinec Siječanj Коложег Коложег
Swěckowny Maly rožk Únor Съчен, Сечко, Малък сечко svečan Veljača Сечко Сечко
Pózymski Naletnik Březen Сух sušec Ožujak Дерикожа Цутар
Nalětny, Jatšownik Jutrownik Duben Брязок mali traven Travanj Лажитрава Тревен
Rozhelony Rožownik Květen Тръвен veliki traven Svibanj Цветань Косар
Smažki Smažnik Červen Изок, Червеник rožnik Lipanj Трешњар Жетвар
Žnjojski Pražnik Červenec Чръвенъ, жетар, жътвар, сърпен mali srpan Srpanj Жетвар Златец
Jacmjeński Žnjenc Srpen Орач, Зарев veliki srpan Kolovoz Гумник Житар
Požnjenc Požnjenc Září Руен, Руй kimavec Rujan Гроздобер Гроздобер
Winowc, Winski Winowc Říjen Листопад vinotok Listopad Шумопад Листопад
Młośny Nazymnik Listopad Груден listopad Studeni Студени Студен
Zymski Hodownik Prosinec Студен gruden Prosinac Коледар Снежник

В «Остромировой благой вести» (11 в.) и других древнейших памятниках письменности «январю» соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее), «февралю» — сечень (так как это было время вырубки леса), «марту» — сухий (безводный, есть мнение, что в некоторых местах уже подсыхала земля), «апрелю» — березень, берёзозол (имена, связанные с берёзой, начинающей цвести), «маю» — травень (от слова «трава»), «июню» — изок (кузнечик), «июлю» — червень, серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы), «августу» — зарев (от «зарево»), «сентябрю» — рюен (возможно, от «реветь», рёв животных), «октябрю» — листопад, «ноябрю» — декабрю — грудень (от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге), иногда — студень.

Таким образом, у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. Из всего многообразия названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения численника. Происхождение названий также не всегда понятно и даёт повод для разного рода умозрений об этом. Единственное, в чём сходятся большинство воссоздателей, — это связь названий с природными явлениями, свойственные для годичного круговорота.

Чешский исследователь Владимир Шаур считает, что у праславян существовали общие названия для месяцев, на основании чего попытался произвести воссоздание наименований: так «январь» у него prosinьсь, «февраль» — sěčьnь, «март» — berzьnь, «апрель» — květьnь, «май» — travьnь, «июнь» — čьrvьnь, «июль» — lipьnь, «август» — sьrpьnь, «сентябрь» — versьnь, «октябрь» — rujьnь, «ноябрь» — listopadъ, «декабрь» — grudьnь.

Времена года

По мнению Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова, у древних индоевропейцев выделялось лишь три времени года, что вероятно было связано с земледельческой порой. Однако позже почти у всех индоевропейских народов замечено выделение четырёх времён года. Славянское название лета является новшеством, сохраняя наряду с этим древнее значение «год».

Русские Украинские Белорусские Польские Полабские Верхне-лужицкие Чешские
Весна Весна Вясна Wiosna Proleto Nalěćo Jaro
Лето Літо Лета Lato Lato, Let Lěćo Léto
Осень Осінь Восень Jesień prenja zaima, jisin Nazyma Podzim
Зима Зима Зіма Zima Zaima Zyma Zima
Словацкие Словенские Хорватские Боснийские Сербские Македонские Болгарские
Jar Pomlad Proljeće Proljeće Пролеће Пролет Пролет
Leto Poletje Ljeto Ljeto Лето Лето Лято
Jeseň Jesen Jesen Jesen Јесен Есен Есен
Zima Zima Zima Zima Зима Зима Зима

Начало года

Часть исследователей считает, что новый год у славян начинался в «январе», когда праздновали Святки — рождение нового света.

До конца 17 века новолетие на Руси начиналось не с «января», а с «марта» (как в древнем Риме) или с «сентября» (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали одновременно, но преобладало «мартовское» исчисление. С 1492 года завоёвывает преобладание «сентябрьское» исчисление, вытесняющее «мартовское». Пётр I своим указом от 19 (29) «декабря» 1699 года указал началом года считать 1 «января». Этим указом летоисчисление «от сотворения мира» государь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее.

Если говорить о народном, крестьянском праздновании, то в ночь с 31 «декабря» на 1 «января» русские отмечали Васильев вечер, преемником которого отчасти можно считать Старый Новый год. Обрядность Васильева вечера имело многие оттенки «волшебства первого дня».

Отправить ответ

Оставьте первый ответ!

Войти с помощью: 
avatar

wpDiscuz