С какого возраста новорожденный начинает видеть: Когда новорождённый начинает видеть хорошо, осознанно узнавать маму — www.wday.ru

Когда новорожденные начинают видеть и слышать | Мамуля

Сделав первый свой вдох, новорожденный малыш сразу же начинает использовать свои органы чувств, чтобы познать мир, в который он пришел. Кроха использует не только навыки, которые он получил в утробе матери, но и за удивительно короткий промежуток время он быстро постигает все новое. У него имеется огромный потенциал возможности многое усваивать. Когда же новорожденные начинают видеть и слышать?

Развитие новорожденного в первый месяц жизни

В первые дни и недели своей новой жизни, ребенок еще беспорядочно двигает ручками и ножками, но поза, в которой он находился в утробе матери – до сих пор его любимая. Ножки, согнутые в коленях, прижаты к животу, ручки, согнутые в локтях, прижаты к груди. Пальчики на ручке плотно сжаты в кулачок. Ребенок может неосознанно захватить и довольно крепко держать протянутый ему палец.

Ближе к месяцу, движения ребенка становятся спокойнее, он способен взглядом следить за двигающимися предметами. Предмет, который расположен на расстоянии 12-30 см, он рассматривает, сосредоточившись, с интересом. Если ему что-то нравится – начинает «гукать». Через некоторое время он отводит взгляд – такой процесс называется ознакомлением.

Любые звуки для месячного ребенка интересны, как и зрительные образы. Некоторым звукам он рад, пытается улыбаться, а другие – наоборот, вызывают у ребенка слезы и плач. Он начинает отличать разговорную речь от других звуков, отдавая предпочтение человеческому голосу. Незнакомые звуки он воспринимает настороженно, как бы прислушиваясь. Ребенок реагирует на знакомые звуки, разводя ручки в стороны, а затем – прижимая их к себе. Привыкая к звуку, он перестает обращать на него внимание.

Новые погремушки вызывают у него интерес, со временем к их звуку малыш привыкает. Меняя игрушку – меняется звук, который вновь вызывает интерес малыша. Он пытается хватать предметы, его внимание привлекают яркие краски.

В сознании ребенка, в этот период, укрепляется связь между услышанным и увиденным. Спокойная музыка успокаивает ребенка, свист и вой – вызывают интерес, а громкий крик – способен напугать.

В первый месяц своей жизни малыш начинает видеть мир и слышать, у него появляются врожденные рефлексы: глотательный, хватательный. Он не может пока изменить положение своего тела, но активно поворачивает головой, хотя не может еще ее удерживать.

От месяца да полтора – ребенок узнает и пытается реагировать на мать. Движения ручками и ножками ускоряются, появляется улыбка. Такое состояние ребенка врачи охарактеризовали как «комплекс оживления».

Ребенок реагирует на звуки, при этом разводит ручки в стороны, а потом прижимает их к себе. Он пробует хватать предметы, очень внимательно следит за яркими предметами.

Что знает новорожденный


В течение последних 30 лет ученые все чаще
заглядывают в детские кроватки, игровые манежи, ясли и детские сады. На свет
появились уже сотни скрупулезных научных исследований, рассказывающих о том, как
мыслят и учатся маленькие дети.

Эти труды перевернули наши представления о
младенцах, природе сознания и мозга человека.


Если вы заглянете в детскую кроватку, что предстанет вашему
взору? Большинству из нас — картина невинности и беспомощности, состояние
чистоты. Однако на самом деле перед нами — величайший ум, самый мощный механизм
познания, когда-либо существовавший во Вселенной. Крохотные пальчики и рот – это
исследовательское оборудование, зондирующее окружающий чуждый мир с еще большей
точностью и методичностью, чем какой-нибудь исследователь Марса. Сморщенные уши
воспринимают шум невразумительных звуков и безошибочно превращают их в
осмысленный язык. Огромные глаза, которые, кажется, смотрят вам в самую душу, и
вправду глядят именно туда, распознавая ваши самые глубокие переживания. В
покрытой пушком голове находится мозг, ежедневно устанавливающий миллионы новых
связей. Младенцы изумительны, таинственны и по-настоящему фантастичны.


Здоровую уверенность в себе закладывают родители


Общество


Здоровую уверенность в себе закладывают родители


Врожденные знания


У ученых лишь относительно недавно появилась возможность
изучать живой мозг, в результате чего был сделан целый ряд важных научных
открытий. Последние исследования в области психологии развития свидетельствуют о
том, что буквально с первой встречи с людьми младенец начинает воспринимать их
как людей.


Ученые доказали, что новорожденные отличают человеческие
лица и голоса от других звуков и изображений и предпочитают их остальным. Уже
через несколько дней после рождения они начинают узнавать лица близких людей,
голоса и даже запахи и предпочитать их незнакомым. Похоже, что новорожденный
узнает голос своей матери даже сразу после рождения благодаря тем приглушенным,
но, тем не менее, достаточно внятным звукам, которые он слышит в утробе.
Младенцы поворачиваются к знакомому лицу или на звук знакомого голоса и даже к
подушке, с которой соприкасалась кожа матери, и отворачиваются от других лиц,
голосов и запахов.


Уже в первые девять месяцев, еще до того как ребенок
овладевает навыком ходить, говорить и даже ползать, он может различать выражения
счастья, печали и гнева. Даже ограничения зрения новорожденных способствуют их
особому вниманию к людям. То, что новорожденные младенцы не видят — это миф, но
с точки зрения взрослой нормы они очень близоруки, и им трудно менять фокус, так
чтобы он годился и для близких, и для отдаленных объектов. А это означает, что в
фокусе у них находятся лишь те объекты, которые отдалены от них на расстояние
вытянутой руки, остальные — и более близкие, и более отдаленные — они видят
размыто. А это и есть то самое расстояние, которое отделяет лицо новорожденного
от лица человека, который держит его. Похоже, что младенцы с самого начала
устроены таким образом, чтобы видеть лица любящих их людей более отчетливо, чем
все остальное.


Тридцать лет тому назад американский психолог Эндрю Н.
Мелтзофф сделал поразительное открытие. Дети в возрасте одного месяца подражают
различным выражениям лиц. Если вы покажете ребенку язык, он ответит вам тем же,
если вы откроете рот, он откроет свой. Сначала Эндрю проводил эти опыты с
трехнедельными младенцами. Однако для того чтобы доказать, что эта способность
действительно является врожденной, ему нужно было продемонстрировать, что к
подражанию способны и новорожденные. Поэтому он организовал лабораторию по
соседству с родильным отделением местной больницы и мог изучать младенцев,
которым не было еще и суток от роду; самому младшему было всего сорок две
минуты. И новорожденные тоже подражали взрослым.


Однако это поведение ребенка пока еще адресуется человеку
вообще. Мама пока не имеет преимущества. Несмотря на то, что в первый месяц
ребенок много спит, у него не прекращается положительная реакция на человеческий
голос и человеческое лицо. Плачущего ребенка может успокоить приветливое лицо,
склоняющееся над ним. Однако еще лучше его успокаивает ласковый голос, причем
установлено, что женский голос действует лучше, чем мужской. Так как чаще всего
человеком, успокаивающим ребенка, бывает мама, то уже в месячном возрасте в 20%
случаев ребенок предпочитает маму другим окружающим. А в трехмесячном возрасте
это явление наблюдается уже в 80% случаев. Ребенок дольше смотрит на маму,
начинает узнавать ее по голосу, запаху, по звуку ее шагов.


Младенец настроен на общение


Выявление признаков поведения ребенка, демонстрирующих
его привязанность к маме, позволило сделать важный шаг в изучении того, что
такое любовь ребенка к матери. Всем понятно, что мама должна ухаживать за
ребенком: кормить его, менять подгузники, купать, носить гулять и т.д. Еще в
60-е годы во всем мире считалось, что все, что ребенку нужно от мамы – это
хороший уход и забота о его здоровье. Логично было бы предположить, что и
ребенок любит маму, прежде всего за то, что она его кормит и ухаживает за ним.
Однако это предположение совершенно не подтверждается. Из многих проверявшихся
факторов – характеристик материнского поведения — в ходе изучения только две
оказались отчетливо связанными с силой любви ребенка. Первая – это готовность
мамы придти на помощь ребенку, когда он плачет, а вторая – желание и способность
мамы общаться и взаимодействовать с ребенком.


Наверное, многие мамы огорчатся, узнав, что их
самоотверженный уход за физическим здоровьем ребенка еще не гарантирует им его
любви. Ученые наблюдали семьи, где мамы, находившиеся с ребенком весь день,
придерживались политики не избаловать ребенка или по каким-то другим причинам не
уделяли достаточно времени для игр и общения с малышом. При этом папы, которых
дети видели гораздо реже, в основном по вечерам, после работы, с удовольствием
общались и баловались с детьми. Наблюдения показали, что в присутствии мам, дети
были пассивными и не очень обращали на них внимание. Однако они совершенно
преображались во время общения с папами, становились активными, оживленными,
постоянно ищущими контакта. Поэтому родителям очень важно помнить о том, что их
младенец с первых минут рождения настроен на то, чтобы общаться, но только
благодаря их поддержке он сумеет в полной мере реализовать эти способности,
предусмотрительно заложенные природой, и овладеть всеми необходимыми ему в жизни
навыками.



Продолжение следует…

Серия статей подготовлена специалистами Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства


Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Через сколько дней после рождения

Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация — во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения — а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.

Формирование слуха и зрения до рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо — на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

Особенности слуха после рождения

Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша — пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

Первое, что он улавливает — интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама — сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом — значения не имеет.

К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

Что видит ребенок?

Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом — если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете — начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура — малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

Как помочь малышу развить органы чувств?

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира — слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки — высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше — классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев — красные, с трех — красные и желтые, с полугода — всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, — внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

Признаки патологий

Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту — врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими игрушками над кроваткой. А в полгода ребенок с проблемами визуального восприятия может не узнавать маму и не отличать ее от чужих людей.

Чтобы вовремя заметить имеющиеся или развившиеся отклонения, родители не должны пренебрегать обязательными медицинскими осмотрами ребенка.

  • Первый осмотр проводится в 1 месяц. В рамках этого обследования ребенку проверяют слуховые и зрительные рефлексы.
  • Второй осмотр нужно пройти в полгода. Недоношенным детям рекомендуется сделать это раньше — в три месяца.
  • Третий обязательный медосмотр ребенку проводится в возрасте 1 года. В ходе этого мероприятия ребенка осматривает и ЛОР, и окулист. Если есть проблемы, то отоларинголог дает направление на консультацию к сурдорогу, а окулист назначает дополнительные аппаратные диагностические обследования.

Нужно отметить, что в большей мере проблемам со зрением и слухом от рождения подвержены недоношенные дети, малыши, пережившие состояние острой гипоксии в родах, имеющие ишемические поражения головного мозга.

Довольно часто проблемы со слухом и зрительной функцией проявляются у детей, родившихся от беременности, сопровождавшейся резус-конфликтом. Также заболевания органов слуха и зрения очень часто передаются по наследству, если у родителей или в третьем поколении есть родственники с тугоухостью, глаукомой, катарактой, врожденной слепотой или дистрофией сетчатки или глазного нерва.

О том, когда новорожденные начинают слышать и видеть, смотрите в следующем видео.

Какие сны у младенцев

Если вы хоть раз в жизни видели спящего младенца, то вряд ли сможете представить более умиротворяющую картину. Но задавались ли вы вопросом, что таится за этой безмятежностью?

Какие удивительные, неземные сны видит человеческое дитя, ещё не успевшее познать и толики окружающего мира? Учёные не смогли пройти мимо этого вопроса.

Многие специалисты, посвятившие себя изучению детских сновидений, считают, что дети не видят сны на протяжении первых нескольких лет своей жизни. Это убеждение обусловлено ограниченным жизненным опытом и недостаточное развитие мозга малышей.

Удивительно то, что половину времени сна младенцы проводят в так называемой фазе быстрого сна. Именно в этой фазе сна взрослые люди видят сны, хотя и проводят в ней всего лишь четвёртую часть от всего времени сна.

Получается, что если младенцы всё же могут видеть сны, то смотрят их в течение времени, равному восьмичасовому рабочему дню.

Но не спешите завидовать малышам. Нейрофизиологи считают, что организм младенцев использует фазу быстрого сна в иных целях. Именно в этот период мозг новорожденных выстраивает нейронные связи и продолжает развитие речевой функции.

Неврологи объясняют, что сны в том виде, в каком их видят взрослые люди, начинают снится детям в возрасте примерно семи-восьми лет.

В это же время ребёнок начинает ясно осознавать собственную личность, что полностью необходимо для возникновения персонифицированных эмоциональных ощущений во время сна.

Параллельно этому развивается и отождествление ребенка с самим собой в прошлом, что также влияет на возникновение сновидений.

Как ни жаль, но судя по всему младенцы не могут видеть снов. Но попробуйте убедить в этом миллионы пап и мам, восторженно наблюдающих за тем как их любимое чадо хмурит бровки или счастливо улыбается во сне. 

Наши клиники в Санкт-Петербурге

Дунайский проспект, д. 47 (м. Дунайская)

Часы работы:

Ежедневно
с 9.00 до 22.00

Проспект Ударников, д. 19 корп. 1 (м. Ладожская)

Часы работы:

Ежедневно
с 9.00 до 22.00

Выборгское ш., д. 17 корп. 1 (м. Пр-т Просвещения)

Часы работы:

Ежедневно
с 9.00 до 22.00

Маршала Захарова, д. 20 (м. Ленинский пр-т)

Часы работы:

Ежедневно
с 9.00 до 22.00

Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)

Часы работы:

Ежедневно
с 9.00 до 22.00

Когда новорожденный начинает слышать? | Уроки для мам

Вопрос о том, когда начинает слышать новорожденный ребенок,  является  противоречивым:

  • одни считают, что слух начинает формироваться уже с 15 недели беременности;
  • другие, что ребенок может слышать звуки только к концу третьего триместра.

Точно доказано, что малыш слышит материнское сердцебиение, звуки снаружи. Именно поэтому для гармоничного развития ребенка рекомендуется читать ему сказки, петь спокойные колыбельные песни, а также слушать красивую музыку.

К концу первого месяца жизни у ребенка окончательно сформировывается слух. Когда малыш начинает слышать мамин или папин голос, свое имя, или просто приятную музыку, то он обязательно будет прислушиваться.

К концу третьего месяца, ребенок уже точно слышит и узнает мамин голос, начинает поворачивать голову в сторону шума. Резкие звуки могут заставить новорожденного вздрагивать.

Как слышит новорожденный ребенок?

Малыш может различать речь или звуки по нескольким признакам:

  1. Скорость речи. Новорожденный ребенок начинает активнее себя вести, если речь, обращенная к нему, ускоряется. И наоборот – спокойный, монотонный разговор быстро его успокаивает.
  2. Очень важна для ребенка и интонация. Резкий, грубый разговор может заставить малыша плакать. Ласковая манера общения, которую слышит кроха, доставит ему радость.
  3. Малыш в состоянии разделять звуки на любимые и нет. Кроме того, увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Это нормально и пугаться этого не следует.

Проверка слуха у новорожденного

Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?

Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.

Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.

Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.

Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.

Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!

Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.

Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.

Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.

Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка. Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?

  • В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
  • В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
  • В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума. Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
  • В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.

Проверить слух новорожденного может и врач-невропатолог. При этом врач громко хлопает в ладоши сначала с одной, а потом с другой стороны ребенка. Новорожденный при этом вскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальчики. Затем те же движения, но в обратном порядке. Этот рефлекс называется рефлексом Моро. Подробнее о нем и других рефлексах новорожденного>>>

Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха?

Статистика говорит, что количество детей с нарушениями слухового аппарата растет. Причин тому огромное количество:

  1. Плохая наследственность. Если родители, бабушки или дедушки новорожденного страдали нарушением слуха, то в 50 процентах случаев это передается ребенку.
  2. Курение во время беременности, употребление алкоголя. Даже малые дозы спиртного могут привести к нарушению развития органов слуха и зрения ребенка. То же самое касается и сигарет.
  3. Сахарный диабет у матери, нарушение функций щитовидной железы, гестоз и другие патологии беременности.
  4. Употребление антибиотиков во время беременности, лечение другими серьезными лекарственными препаратами.
  5. Стремительные или наоборот, затяжные роды, применение акушерских щипцов.
  6. Вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности. Например, токсоплазмоз в 45 процентах случаев может привести к снижению слуха.
  7. Частые отиты и воспаления среднего и внутреннего уха. Чтобы избежать частых болезней и простуд, необходимо закалять ребенка и укреплять его иммунитет. Подробнее об этом смотрите в курсе Здоровый ребенок>>>

Как развивать слух у малыша?

Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.

Очень полезно для ребенка слушать разнообразную музыку. Сейчас можно приобрести диски или же скачать из Сети различные детские песенки и классические композиции. Можно ставить ребенку записи шума моря, звуков леса и т.д. Такие записи есть и в детских игрушках. Например, в продаже есть детские ночники с записью различных успокаивающих песенок и звуков.

В доме, где проживает ребенок, не должно быть никаких скандалов и повышения голоса. Излишне громкая и раздражающая музыка также под запретом. Следите за тем, чтобы в квартире не работал «фоном» телевизор. Постоянный звук отвлекает ребенка и раздражает его нервную систему. И в то же время нельзя приучать ребенка к полной тишине, например, во время сна. Такие детки гораздо сильнее пугаются внезапных громких звуков, например, если сосед начал сверлить стену.

Ребенок, который нормально развивается, будет агукать, лепетать и стараться повторить слова, обращенные к нему.

Любите малыша и следите за его развитием.

Читайте также:

Автор: Людмила Шарова

этапы развития слуха и зрения после рождения ребенка

Наконец-то малыш родился и вместе с мамой и папой уже приехал домой. Родные не могут нарадоваться своему счастью, склонившись над его кроваткой. В такие моменты у новоиспеченных родителей очень часто возникают вопросы относительно зрения и слуха малыша. Когда новорожденный начинает видеть? Через сколько времени он будет слышать? Такая неосведомленность является нормой среди родителей, которые в первый раз стали мамой и папой. Именно для них мы и раскроем эти вопросы в нашей статье.

Когда младенец начинает видеть и слышать?

Способность видеть у новорожденных детей носит врожденный характер. Зрительная функция у таких малышей сильно ограничена, однако она есть и с каждым днем совершенствуется. После появления на свет кроха может видеть лишь то, что находится в диапазоне 60° (30° влево и столько же вправо). Предметы, отдаленные от глаз ребенка более, чем на 1 метр, в поле его зрения не попадают.

В первую неделю своего пребывания вне лона матери малыш видит все как в тумане. Все предметы получаются нечеткими, расплывчатыми. Оценивать зрительные образы и фокусировать взгляд на чем-то конкретном кроха также еще не способен. Все это связано с незрелостью центров головного мозга и некоторых зрительных структур.

Способность на несколько секунд фиксировать взгляд на движущемся предмете появляется примерно на 10-е сутки после рождения. В месяц ребенок начинает лучше воспринимать узоры, выполненные в черном и белом цветах, а также крупные рисунки. 2-месячные карапузы смотрят на окружающий мир уже более осмысленно. На этом этапе развития они умеют более длительно фокусировать взгляд на предметах. Смена лиц и обстановки воспринимается малышом намного ярче. Путешествуя у взрослых на руках, трехмесячный ребенок активно смотрит по сторонам и пытается найти объект, ускользающий из поля его зрения.

В последующие месяцы у грудничков начинает стремительно совершенствоваться аппарат сетчатки, отвечающий за восприятие цветов. Малыш все чаще отдает предпочтение цветным игрушкам, а не черно-белым. Ближе к шести месяцам ребенок начинает активно осматривать окружающие его предметы, водит по ним пальчиком, изучая их форму, просит взрослых подать ему ту или иную вещь. К году малыш с огромным интересом рассматривает несложные узоры и картинки в книгах и журналах.

Что касается слуха новорожденного ребенка, то однозначного ответа нет. Одни педиатры твердо уверены в том, что он совершенно ничего не слышит в первые дни своей жизни, другие твердят, что слух у детей появляется еще в утробе матери. Спорить сложно, возможно, потому, что сторонники обеих точек зрения в какой-то мере правы.

Все дело в том, что во внутреннем ухе новорожденного имеется амниотическая жидкость, которая сильно приглушает окружающие звуки. По истечении нескольких суток барабанная полость освобождается от нее и малютка начинает слышать более четко, но не настолько, чтобы просыпаться от каждого шума. Несмотря на это, многие мамы отмечают, что их крохи реагируют на человеческий голос почти сразу после появления на свет. У малыша особая реакция на голос мамы, и это не удивительно. Его звучание он запомнил еще будучи в ее утробе. Именно мамин голос может быстрее всех успокоить плачущего карапуза.

Особенности зрительных навыков у новорожденных

Появляясь на свет, младенцы приобретают способность видеть. Однако из-за полученного шока в процессе рождения, а также из-за незрелости глазных мышц их зрительная функция имеет ряд особенностей:

  1. Появившиеся на свет детки первые несколько суток после рождения видят окружающий мир нечетко и даже в какой-то степени размыто. Причиной этому является сдавливание их головы во время прохождения по родовым путям, а также послеродовая припухлость век и покрасневшие глаза.
  2. В первые дни своей жизни новорожденный просыпается только для того, чтобы поесть. Яркий свет для него очень непривычен, поэтому его глазки быстро устают. В моменты кормления он внимательно смотрит на лицо своей родительницы, стараясь его запомнить.
  3. До 4 месяцев малыш не умеет фокусироваться на предметах. Его взгляд по ним словно скользит, возвращаясь к тому, который вызвал интерес.
  4. Практически у всех новорожденных наблюдается косоглазие, и это нормально. Спустя недолгое время глазные мышцы укрепляются и глазки выравниваются. Если до шести месяцев этого не происходит, ребенка следует показать врачу.
  5. 25 см — именно с такого расстояния кроха может хорошо рассмотреть тот или иной объект. Во время вскармливания приблизительно на таком расстоянии находится лицо матери, которое малыш может изучить и хорошо запомнить.
  6. Карапузу легче всего задержать свой взгляд на заинтересовавшем его предмете в вертикальном положении. Именно так он лучше видит.

Особенности развития слуха у грудничков

Первые недели своей жизни новорожденные дети не могут похвастаться четкостью восприятия звуков. Спокойную речь окружающих малыши словно не слышат, а вот громкий стук заставляет их вздрагивать.

Ближе к одному месяцу кроха должен реагировать на громкие звуки позади себя. Реакция на них выражается в виде замирания и замолкания ребенка. Еще через пару месяцев малыш, услышав звук игрушки или голоса, должен поворачиваться в их сторону. На голос мамы трехмесячный кроха должен агукать и трепетать ручками и ножками. В этом возрасте малыш способен улавливать звуки в радиусе трех метров.

С 4 месяцев и до полугода у грудничка формируется навык поиска источника шума. На резкие незнакомые звуки малыш реагирует сильным криком. К семи месяцам радиус слышимости звуков увеличивается до 6 метров. В возрасте одного года кроха откликается на звук своего имени и говорит первые слова.

Нередки случаи, когда новорожденный совершенно не реагирует на звуки и шум. Чаще всего это объясняется тем, что в процессе рождения малютка получает сильный шок. Кроме того, он не может понять, что то, что он видит, и то, что он слышит, имеет между собой связь.

Окончательное формирование слуха у ребенка происходит примерно в один месяц. В этот период малыш начинает прислушиваться, услышав голоса родителей, звук своего имени или приятную мелодию. В три месяца малыш точно знает мамин голос. Услышав его, он поворачивает голову в сторону, где находится мама. Сильные, резкие звуки заставляют малыша вздрагивать. Однако, несмотря на то, что кроха реагирует на голоса, шум и звуки, его слух на протяжении первого года жизни остается не идеальным, так как для развития слухового нерва требуется не одна неделя и даже не один месяц.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорожденного?

Чтобы определить, все ли в порядке у малыша со зрением и слухом, необходимо на протяжении некоторого времени за ним понаблюдать. К ситуациям, когда кроху нужно показать отоларингологу или офтальмологу, относятся следующие:

  1. ребенку исполнился месяц, а он не проявляет ни малейшего интереса к движущимся крупным объектам, не реагирует на громкий шум и яркий свет;
  2. в 4 месяца младенец не узнает маму, ежедневно ухаживающую за ним, а также не реагирует на шум и не повторяет отдельные звуки;
  3. к 5 месяцам не тянется за игрушкой, не рассматривает предметы в своих руках, не лепечет и не гулит;
  4. в 7 месяцев ребенок не говорит слово «мама», не играет с игрушками, не интересуется окружающим его миром;
  5. достигнув одного года, малыш не осуществляет попытки сориентироваться в пространстве, не играет с игрушками, не говорит простых слов, не реагирует на источник шума или света.

Помогаем ребенку развивать зрение и слух

Согласно научным исследованиям, корректировать зрение и слух у карапуза лучше в первые 6 месяцев после его появления на свет.

Когда новорожденный малыш начинает видеть, для лучшего развития его зрительных навыков можно делать следующие упражнения:

  • с самого рождения показывать картинки с изображением предметов черного цвета на белом фоне;
  • картинки следует подносить к глазкам ребенка не ближе, чем на 30 см;
  • время от времени закрывать картинку белым листом, а затем снова открывать ее;
  • в возрасте трех месяцев заменить черно-белые картинки на цветные.

Слух новорожденного можно развивать самостоятельно. Для этого с ребенком необходимо:

  • все время разговаривать, четко проговаривая каждое слово;
  • включать негромко спокойную музыку;
  • радовать своими песнями;
  • читать сказки;
  • включать радио или телевизор.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Поделитесь с друьями!

Когда новорожденный начинает видеть и слышать?

Во время беременности женщина старается лучше заботиться о здоровье и всегда думает о том, как чувствует себя ее ребенок, особенно если он первый. Тревога не уменьшается и после рождения малыша.

Пересчитав количество пальчиков на руках и ногах, молодая мама задается другими вопросами: сколько он должен спать, есть, когда ребенок новорожденный начинает видеть предметы и слышать звуки, нет ли у него дефекта развития органов слуха и зрения.

Видит ли и слышит ли новорожденный малыш?

Одни люди ошибочно полагают, что некоторое время после рождения новорожденные дети ничего не видят и не слышат. Другие же, напротив, испытывают постоянное беспокойство, что малыш не реагирует на внешние раздражители или реагирует на них недостаточно хорошо. Когда начинать паниковать? Во сколько же дней, недель или месяцев новорожденные действительно начинают видеть и слышать?

Итак, видеть и слышать дети способны уже с момента рождения,однако их органы слуха и зрения работают пока не в полную силу. Это и понятно, так как проведя девять месяцев в теплой, темной и уютной маминой утробе, новорожденный испытал бы шок, ощутив на себе всю полноту звуков и красок внешнего мира. Зрение и слух нормализуются не сразу, но когда это происходит, младенцы начинают слышать лучше, чем взрослые, а окружающий мир воспринимают более ярким и чудесным, полным неизведанного и невероятного.

Каким видят мир новорожденные дети

Хотя младенец начинает видеть сразу после рождения, то, что он видит в первые дни и в первый месяц жизни, весьма отличается от привычного понимания. Он воспринимает мир как в туманной дымке, в которой различаются светлые и темные очертания предметов. Хорошо младенец различает яркие предметы, расположенные на небольшом расстоянии.

Приблизительно спустя месяц после рождения малыш неплохо различает предметы на расстоянии 20-30 сантиметров и даже может узнать близкого ему человека, особенно маму. До четырех месяцев он еще не способен сфокусироваться на чем-то одном, поэтому взгляд кажется блуждающим, скользящим.

Если вы хотите привлечь внимание малыша, то следует выполнить несколько нехитрых действий:

  • возьмите малютку на руки в вертикальное положение;
  • подождите пока он привыкнет к своей позе;
  • покажите ему какой-нибудь яркий крупный предмет на расстоянии 20-30 сантиметров от глаз;
  • разговаривайте с ним тихо и спокойно, привлекая его внимание к предмету.

До шести месяцев глазки младенца могут смотреть в разные стороны. Это создает иллюзию того, что у него косоглазие. Обычно в возрасте полугода все становится на свои места, но если этого не происходит, то рекомендуется обратиться за консультацией к окулисту.

Видит ли сны ребенок?

Удивительно и то, что новорожденный может видеть не только наяву, но и во сне. Наблюдая за своими спящими детьми, можно увидеть, как те шевелят ручками и ножками, как меняется их мимика, а иногда они даже плачут или смеются во сне. Все это позволяет ответить на вопрос, видят ли новорожденные дети сны.

Что им снится?

К сожалению, наука еще не дошла до того уровня развития, чтобы заглядывать в чужие сновидения. Подрастая, малыш забывает о том, что ему снилось в столь юном возрасте и не может рассказать об этом окружающим.

В изучении детских сновидений ученые не могут прийти к единому мнению и выдвигают самые невероятные гипотезы. Психолог Дэвид Фолкс утверждает, что дети в возрасте до пяти лет не способны видеть сновидения так, как видит их взрослый человек. Но, скорее всего, это мнение ошибочно.

Можно предположить лишь одно: содержание сновидений младенцев и детей постарше отличается от содержания взрослых снов. Это объясняется тем, что сознание малыша развито слабо, он не умеет разговаривать и не до конца понимает речь окружающих. Отсюда и возникло предположение, что детские сны состоят из цветов, ощущений, эмоций, а также не содержат звука. Кроме того, младенец не способен осознавать где сон, а где реальность.

Что слышит новорожденный?

Способность воспринимать звуки окружающего мира малышом также волнует новоиспеченных родителей. Он начинает слышать сразу же после рождения, а если быть точным, еще во время внутриутробного развития. Поэтому не удивительно, что появившись на свет, младенец успокаивается, услышав голос мамы. Психологи рекомендуют разговаривать с плодом до его появления на свет.

  1. Новорожденный способен реагировать на резкие и громкие звуки. Лучше их избегать, так как они могут вызвать испуг и плач малыша. На приглушенные звуки, спокойную речь окружающих, скорее всего, реакции не будет никакой. Нормальный слух сформируется у младенца только к 3 месяцам жизни.
  2. Маленькие дети положительно реагируют на музыку. Особенно им нравятся мелодичные звуки классических композиций. Они с удовольствием слушают творения Иоганна Штрауса, Франца Шуберта, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена. Произведения этих композиторов отличаются мелодичностью, спокойным темпом, успокаивающими нотами, что нравится малышам.

Развивающие упражнения для слуха и зрения

Даже если развитие зрения и слуха ребенка в норме, все-таки не повредит выполнять специальные упражнения для их развития. Начинать следует уже с самого раннего возраста. От одного до трех месяцев малышу рекомендуется показывать крупные изображения черного цвета, периодически закрывая их белым листом.

  • Расстояние от глаз ребенка до картинки должно составлять 20-30 сантиметров. По достижении малышом трехмесячного возраста карточки нужно двигать перед его глазами и чередовать черные и цветные изображения.
  • Чтобы развивать слух, надо больше разговаривать с крошкой, не забывая о том, что это живой человечек, а не кукла. Чаще давайте ему слушать музыку, отдавая предпочтение классике. Пойте малышу песни. Все это поможет ему не только развивать слух, но и даст возможность правильно формироваться в социальном и психологическом плане.
  • Слух и зрение проходят несколько этапов формирования. Не стоит забывать о том, что каждый малыш индивидуален. Как бы то ни было, по достижении малышом полугодовалого возраста состояние его слуха и зрения должны прийти в норму, и повод для беспокойства у родителей пропадет.

Если что-либо все-таки вызывает опасение, то лучше не затягивать с обращением к специалисту, который сможет поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение.

Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.

Что видит мой ребенок? — Йельская детская школа

Вы когда-нибудь задумывались, как выглядит мир глазами вашего ребенка? С самого рождения ваш младенец может исследовать чудеса света через зрение. Но на данный момент зрение вашего ребенка довольно нечеткое. Он или она могут видеть достаточно далеко, чтобы различить ваше лицо, когда вы их держите.

Gif развития глаз ребенка от рождения до года // источник: Clinic Compare

Хотя глаза вашего ребенка способны видеть при рождении, его или ее мозг еще не готов обрабатывать и интерпретировать эту информацию.В первые несколько лет жизни вашего ребенка они гораздо более чувствительны к визуальным воздействиям и воздействиям окружающей среды. Это известно как критический период , . Это важное время для вашего ребенка, потому что, если эту способность не стимулировать, она будет потеряна. По мере того, как ваш новорожденный начинает видеть, ему постоянно предоставляется новая и интересная информация. Глаза вашего ребенка передают эту новую информацию своему мозгу, и между клетками мозга, или нейронами , в той области мозга, которая отвечает за зрение, начинают формироваться связи.Со временем и постоянным визуальным вводом ваш ребенок учится преобразовывать эту информацию в изображения.

Хотя каждый ребенок индивидуален и достигает этапов развития в разное время, вы можете заметить, что зрение вашего ребенка начинает развиваться в течение первых нескольких месяцев его жизни. Примерно через один-два месяца глаза вашего ребенка должны начать работать вместе, как одна команда. Они должны лучше фокусировать оба глаза на объектах, и вы сможете начать зрительный контакт с вашим ребенком. Он или она также сможет отслеживать движущийся объект, где, например, ваш ребенок может смотреть на погремушку, перемещающуюся через его или ее поле зрения.

Несмотря на распространенное заблуждение, ваш ребенок может видеть цвета с рождения, но не так ярко, как взрослые. Новорожденным трудно различать похожие тона, поэтому они предпочитают черно-белый или высококонтрастный рисунок. Примерно через два-четыре месяца цветовое зрение вашего ребенка значительно улучшится. Они начинают различать цвета схожих оттенков, например красный и оранжевый. Ваш ребенок, вероятно, будет отдавать предпочтение более ярким оттенкам цветов, поэтому вы можете заметить, что детские игрушки такие яркие!

По мере того, как ваш ребенок учится отслеживать объекты и развивает лучшую чувствительность к цвету, он может быть очень увлечен игрушками, такими как мобильный телефон, которые ярко окрашены и вращаются по кругу // source: flickr

По мере развития вашего ребенка он начнет видеть и узнавайте свои лица, их игрушки и все замечательные моменты и переживания, которыми вы делитесь вместе.Ваш ребенок будет очарован визуальной стимуляцией, поэтому вам будет полезно поощрять это! Ваш ребенок научится использовать визуальную информацию вокруг себя, чтобы направлять свое дальнейшее развитие.

Дополнительные материалы

Для получения дополнительной информации и ресурсов обратите внимание на следующее.

1. Хотите узнать больше о том, как ваш ребенок учится видеть? Вот полезная статья Американской оптометрической ассоциации, в которой обсуждаются некоторые вехи развития зрения вашего ребенка и способы, которыми вы могли бы помочь его зрению развиваться должным образом.

2. Babysee — это приложение, которое позволяет вам видеть, как ваш младенец! Ученые из Бостонской детской больницы разработали этот тренажер детского зрения, который поможет вам понять, как видит ваш ребенок и как его зрение развивается с течением времени. Узнайте больше здесь.

3. Со временем ваш ребенок учится фокусировать взгляд и начинает лучше различать цвета. Чтобы помочь вашему ребенку развить зрение, ознакомьтесь с этой статьей Американской оптометрической ассоциации, где вы найдете интересные идеи для игрушек и игр!

4.Паван Синха выступил с очень интересным выступлением на TED Talk о том, как развивается зрительная система мозга. Он описывает свои исследования в области лечения слепорожденных детей, восстанавливающих зрение, а также его значение для инженерной и клинической практики.

Список литературы

Аслин, Р. Н., (1977). Развитие бинокулярной фиксации у младенцев. Журнал экспериментальной детской психологии, 23, 133-150.

Эслин, Р. Н., и Бэнкс, М. С., (1978). Ранний визуальный опыт у людей: свидетельства критического периода в развитии бинокулярного зрения. В психологии от исследования к практике (стр. 227-239). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Plenum Press.

Браун А. М. (1990). Развитие зрительной чувствительности к свету и цветному зрению у младенцев: критический обзор. Vision Res, 30 (8), 1159-1188.

Джонсон, С. П. (2013). Развитие визуальной системы. В комплексной нейробиологии развития: развитие и функции нервной цепи в мозге (Vol.3. С. 249-269). Elsevier Inc.

Мэйс, Л. К. и Коэн, Д. Дж. (2002). Руководство Йельского детского учебного центра по пониманию вашего ребенка: здоровое развитие от рождения до подросткового возраста. Бостон: Литтл, Браун и компания.

Вернуться к модулям

Развитие зрения у младенцев с самого рождения

Содержание

Детское зрение! Вы когда-нибудь смотрели на ребенка и задавались вопросом, что они видят, с любопытством оглядывая свой новый мир? Оказывается, способность малышей видеть, возможно, не так сильна, как вы думали, и для полного развития их зрения требуется до двух лет.Подобно тому, как научиться ходить и говорить, способность детей фокусироваться и двигать глазами требует времени и не возникает в одночасье.

Что видят младенцы?

Это видео показывает, как на самом деле выглядит детское зрение и как оно развивается в течение первых 12 месяцев жизни!

0-4 месяца

  • При рождении младенцы еще не могут перемещать глаза между двумя изображениями, из-за чего иногда кажется, что их глаза скрещены. Они также не могут фокусироваться на объектах, находящихся дальше восьми-десяти дюймов от их лица.Хотя мы можем думать, что они пристально смотрят на объект вдалеке, это не так!
  • К трем месяцам младенцы должны иметь возможность видеть движущиеся объекты глазами, а также тянуться к ним, а когда их глаза начинают работать вместе, начинают проявляться такие вещи, как координация глаз и рук
  • Это не совпадение, что первая улыбка ребенка происходит в то же время, когда он может сосредоточиться на лицах своих родителей, что обычно случается, когда им около трех месяцев!

5-8 месяцев

  • Знаете ли вы, что только младенцы в возрасте пяти или шести месяцев начинают понимать восприятие глубины, оценивая, насколько близко или далеко от них находятся объекты
  • Ожидается, что к этому возрасту у детей появится хорошее цветовое зрение, поскольку в первые несколько недель жизни они могут видеть только черное, белое и серое.Хотя их цветовая чувствительность улучшилась, она еще не так сильна, как у взрослых в этом возрасте.
  • Навыки координации глаз и тела действительно начинают проявляться в эти месяцы, особенно когда многие младенцы начинают ползать.

9-12 месяцев

  • Именно в этот период многие младенцы начали ползать, а некоторые даже пытались ходить! Но хотя вы можете подумать, что важно побудить вашего ребенка как можно скорее начать ходить, Американская оптометрическая ассоциация рекомендует родителям разрешать своему ребенку ползать, поскольку это помогает ребенку развить лучшую координацию глаз и руки.
  • К 12 месяцам вы можете захотеть понаблюдайте за собой, поскольку восприятие детьми расстояния значительно улучшится, поскольку вы начнете видеть их способность метать предметы с точностью!

1-2 года

  • К 24 месяцам детское зрение стало стремительно расти, поскольку у них не только будет хорошо развито восприятие глубины и координация глаз и рук, но и они смогут распознавать знакомое окружение, изображения и предметы

Как на ранней стадии обнаружить проблемы со зрением у младенцев?

Перед тем, как выписаться из больницы после рождения, младенцы исследуют глаза в рамках осмотра новорожденных, а затем, через шесть-восемь недель, терапевт снова осмотрит их при послеродовом осмотре.Но важно обратить внимание на следующие признаки, чтобы как можно скорее обнаружить любые проблемы со зрением:

  • Постоянное поворачивание глаз — хотя скрещивание глаз является относительно нормальным явлением в первые месяцы жизни ребенка, чрезмерное поворачивание может быть признаком проблемы с контролем над глазными мышцами
  • Чрезмерное слезотечение — мы все знаем, что младенцы плачут, но если он кажется чрезмерным, это может быть признаком закупорки слезных протоков
  • Красные или покрытые коркой веки — как и у любого взрослого глаза, если есть сильное покраснение и возможный отек вокруг глаза, это может быть сигналом инфекции
  • Наличие белого зрачка — в случае обнаружения следует как можно скорее сообщить об этом терапевту, поскольку это может быть признаком рака глаза

Как улучшить развитие зрения у младенцев?

При быстром развитии глаз у младенцев важно, чтобы их зрение постоянно стимулировалось.

Это можно сделать, просто разговаривая, корча рожицы и кладя перед ними игрушки с полужирным рисунком.

В кратчайшие сроки ваш ребенок, наконец, сможет полностью увидеть любопытный мир вокруг него, и детское зрение больше не будет существовать!

Развитие зрения у младенцев от рождения до 2 месяцев

У вашего ребенка появилось несколько рефлексов новорожденного — сосание, хватание и шаг — чтобы помочь ему выжить в жизни. Постепенно эти рефлексы заменяются новыми навыками, по мере того как она растет и развивается.Вот что происходит в первые пару месяцев жизни вашего ребенка, когда дело касается развития зрения.

Если у вашего ребенка светлая кожа, его глаза, вероятно, все еще голубые, и он будет в постоянном движении примерно от шести месяцев до одного года. Если у вашего ребенка более темная кожа, его глаза, вероятно, будут карими и останутся таковыми, хотя в первый год они могут потемнеть или светлее. Их зрение не так хорошо, как их слух (который почти идеален при рождении), но это примерно 20/200.

Они могут очень ясно видеть на расстоянии около 8-10 дюймов от ее лица, что как раз подходит для того, чтобы видеть ваше лицо, пока они едят.

В конце периода новорожденности она начнет отслеживать объекты и сможет видеть на несколько футов впереди себя.

Основные этапы развития видения

Важные этапы развития зрения включают следующее:

  • В конце этого периода вид объекта вне досягаемости может побудить ее потянуться за ним.
  • В конце этого периода она может интенсивно фокусироваться на небольшом объекте рядом с ней (например, на листе бумаги или ворсинке на ковре или на пуговице на вашем свитере).
  • В конце этого периода они могут начать изучать ее руки или ноги.
  • Изначально их глаза могут фокусироваться на неподвижных объектах рядом с их лицом. Позже они будут фокусироваться на объектах, расположенных близко к их лицу, когда их перемещают с одной стороны на другую.
  • Они могут реагировать на изменение света.
  • Они могут изучать ваше лицо (или другие лица) через 7 недель и, вероятно, предпочтут этот вид просмотру других объектов.

Как стимулировать развитие видения

Используйте следующие методы, чтобы способствовать развитию зрения.

  • Проводите много времени лицом к лицу со взрослыми, братьями и сестрами и часто смотрите ребенку в глаза. Измените выражение лица (счастливое, удивленное) или сделайте глупые рожи.
  • Альтернативные стороны при кормлении ребенка, даже если вы кормите его из бутылочки.
  • Оденьте ее в красочные носки с интересными узорами.
  • Во время отдыха на животе предложите игровой коврик или тренажерный зал.
  • Поэкспериментируйте с разным освещением. Откройте жалюзи и впустите естественный свет или предложите время с тусклым освещением, например, при свечах для кормления грудью.
  • Предложите красочный мобильный телефон над ее кроваткой или люлькой.
  • Предлагайте яркие или черно-белые игрушки с хорошим контрастом и интересными узорами.
  • Обеспечьте защиту глаз при выходе на улицу. Защищайте ребенка от солнца, используйте козырек или детские солнцезащитные очки (например, ParkerG или Frubi), которые блокируют солнечные лучи.
  • Поставьте рядом небьющееся зеркало, чтобы она могла смотреть в собственное лицо.
  • Читайте красочные книги и не забывайте держать их близко к лицу, чтобы она могла отчетливо видеть изображения.

Предупреждающие знаки

Все младенцы развиваются по-своему и без оглядки на причудливые графики, которые взрослые любят устанавливать для них. Даже если ваш ребенок кажется на отстает от любого из вышеперечисленных этапов, имейте в виду, что, вероятно, все в порядке.

Однако, если в конце периода новорожденности вы обнаружите, что ваш ребенок не реагирует на яркий свет, не фокусируется на вашем лице или других объектах или один или оба глаза кажутся мутными, обратитесь к своему врачу для тестирования. .

Слушайте и свою интуицию. Хотя некоторые проблемы со зрением являются нормальными (например, это нормально, если глаза вашего ребенка пересекаются снова и снова, пока ему не исполнится около шести месяцев), другие — нет, и всегда стоит упомянуть или узнать второе мнение.

Я заметил, что один из глаз моего сына выглядел иначе, чем другой, буквально через несколько мгновений после его рождения, но медсестры и врачи, которые смотрели ему в глаза, сказали, что проблем нет. Самостоятельно, когда ему было всего 4 дня, я отвела его к детскому офтальмологу, и ему поставили диагноз врожденная односторонняя катаракта, а также другие проблемы со зрением.

Согласно InfantSEE, программе общественного здравоохранения для младенцев, «педиатры проводят важный базовый скрининг глаз, предназначенный для выявления грубых аномалий глаз. Всесторонняя оценка зрения окулистом предназначена для выявления гораздо большего и является важной частью вашей ну уход за ребенком «.

Они рекомендуют назначить вашему ребенку первую встречу с профессиональным глазным врачом в возрасте 6 месяцев. Вы можете использовать их инструмент поиска врачей, чтобы найти участвующего врача и пройти бесплатное обследование для вашего ребенка (независимо от вашего дохода).

Вехи развития по месяцам

Один месяц

Наилучшее визуальное восприятие новорожденных ограничивается близкими расстояниями. Расстояние между глазами матери и лицом кормящего ребенка (от 8 до 15 дюймов) является оптимальным. Из-за такого близкого расстояния новорожденному трудно следить за движущимся объектом. Но вы заметите, что в течение первого месяца жизни она будет проводить больше времени, изучая ваше лицо.Разговор с ней, поддерживая близкий контакт глаз, максимизирует связь. Младенцы с самого рождения видят цвет; однако они предпочитают рассматривать черные и белые полосы и ярко-красные предметы.

Два месяца

Ваш двухмесячный малыш превратился из прославленной куклы в настоящего человека! Он будет улыбаться вам и вместе с вами и издавать целеустремленные звуки, чтобы привлечь ваше внимание. У вас даже есть твердое ощущение, что он узнает ваше лицо и голос как принадлежащие кому-то очень важному в его жизни.Наслаждайтесь этим особенным временем, распевая песни и разговаривая о повседневных событиях. Восприятие этого визуального и слухового ввода заложит важную основу для восприятия и выражения языка в течение следующих нескольких месяцев.

Три месяца

К 3 месяцам младенцы могут подносить руки к средней линии (перед лицом). Это дает несколько преимуществ: они могут легко засовывать в рот пальцы, большой палец и часто кулак, что позволяет им сосать эти части тела и, таким образом, развивать навыки самоуспокоения (vs.вынуждены полагаться на своих родителей). Кроме того, способность дотянуться руками и тактильно взаимодействовать с окружающей средой вызывает большое волнение. В этот период важно, чтобы младенцы пережили «время на животике» (то есть положение на животе). Эта поза способствует задействованию мышц спины и шеи. Для младенцев с уплощенной головой из-за ограничений положения лежа на спине положение лежа также поможет решить эту косметическую проблему.

Четыре месяца

Четырехмесячный ребенок в целом очень счастливый человек.Они могут распознавать и предвидеть предсказуемые события и выражать свои эмоции с большим словесным энтузиазмом. Прошли времена прерывистого и мягкого воркования. К 4 месяцам младенцы будут смеяться от удовольствия. Верно и обратное — заберите у них удовольствие и будьте готовы к воплям ярости и разочарования. Младенцы этого возраста также любят более энергичные игры, например подпрыгивать у вас на коленях или держаться высоко в воздухе. Подбрасывать ребенка в воздух не рекомендуется из-за слабых мышц шеи и потенциального хлыстового эффекта и травмы головного мозга.

Пять месяцев

Зрение 5-месячного ребенка значительно выросло. Она может следить за движением предметов как вблизи, так и вдалеке. Яркие и контрастные цвета встречают с восторгом и энтузиазмом. Точно так же развиваются экспрессивные языковые навыки. Способность издавать повторяющиеся звуки (например, «дада») принесет огромную пользу взрослому взаимодействию и волнению. Это также эпоха практики громких вокализов для чистого удовольствия от демонстрации нового набора навыков.Пение песен, чтение книг и указание на предметы в книгах и местная среда закладывают основу для овладения языком.

шесть месяцев

Младенцы учатся самостоятельно сидеть в возрасте от 6 до 8 месяцев. Приобретение этого навыка — прекрасное достижение с точки зрения вашего ребенка. Он может занять возвышенное положение и получить более полное представление о горизонтальном мире — задача, недоступная в положении лежа на спине или животе.Сидение также позволяет обеим рукам быть свободными для исследования этого нового мира. Все, что можно схватить, сразу попадет в рот ребенку. Безопасность превыше всего. Любой предмет меньше диаметра картонной трубки рулона туалетной бумаги представляет собой потенциальную опасность удушья.

Семь месяцев

В возрасте от 7 до 9 месяцев младенцы проходят несколько этапов развития мелкой моторики. Бесхитростный захват больших предметов двумя руками постепенно превращается в «хватание клешнями» — захват крошечных предметов (ковровые шарики — классический пример), используя только большой и указательный пальцы.К сожалению, непреодолимое желание класть в рот небольшие предметы, которыми можно удушить, является чрезвычайно сильным.

Лучший способ обеспечить безопасную среду — это встать на четвереньки и посмотреть на мир глазами ребенка. Небольшие продукты питания, монеты, крошечные камни и другие потенциально смертельные предметы должны быть обнаружены вами до того, как их обнаружит ваш ребенок.

восемь месяцев

Многие 8-месячные дети учатся тянуть, чтобы стоять.Когда ваш ребенок овладевает этим навыком, пора опустить матрац для кроватки, вынуть все большие предметы или бамперы, которые могут действовать как ступенька и позволить вашему ребенку выскочить (упав) из своей кроватки. Кроме того, если вы потянетесь, чтобы встать рядом с диваном, ваш ребенок сможет исследовать пространство под подушкой дивана и находить предметы, идеально подходящие для удушья (например, арахис из недавно просмотренного футбольного матча).

Девять месяцев

Многим 9-месячным детям очень интересно смотреть на лица своих родителей.Использование их «указательного пальца» в качестве средства исследования вашего рта, носа, глаз и ушей укрепляет их мелкую моторику, а также вызывает визг восторга или боли в зависимости от того, получили ли вы удар в глаз или нет. Многим детям также нравится гладить себя ладонью по лицу. Не менее увлекательным является удаление предметов из контейнера большего размера. Коробка, содержащая контейнеры Tupperware различных размеров, позволяет освоить идею относительного размера (большой или маленький). Кроме того, удары предметов друг о друга доставляют невероятную радость вашему ребенку, поскольку это укрепляет мастерство и предсказуемость в его окружении.

10 месяцев

Одно из самых замечательных достижений происходит примерно в 10-месячном возрасте: концепция «постоянства объекта». Этот навык позволяет вашему ребенку понять, что даже если желаемую игрушку или человека нельзя увидеть или услышать, они все же существуют. Младенцы младшего возраста действуют по принципу «вне поля зрения… вне поля зрения». 10-месячный ребенок понимает, что мама все еще существует, когда оставляет его в манеже, чтобы ответить на первый звонок в дверь.Следствием постоянства объекта является тревога разлуки, т. Е. «Я знаю, что ты должен быть здесь, и я чувствую себя брошенным». Игры, которые усиливают постоянство объекта, вызывая визг восторга.

11 месяцев

Изучение языка намного эффективнее, если оно будет активным. Ваш 11-месячный ребенок будет овладевать языком быстрее и полнее, слушая разговоры, получая удовольствие от пения (особенно с помощью движений рук, таких как «Крошечный паук») и просто слыша, как вы говорите вслух.Если в вашем доме говорят на нескольких языках, не сдерживайтесь, но укажите оба (или более) слова для одного и того же понятия — например, «Это« кошка », или« гато », или« чат ». высокотехнологичные пассивные DVD-диски, игры и телешоу не могут сравниться с человеческим опытом. Вы нравитесь вашему ребенку больше, чем Большая Птица.

Развитие вашего ребенка

Вехи развития часто довольно обширны. Например, ребенок обычно учится самостоятельно ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев — это 7-месячный диапазон! Многочисленные исследования показывают, что овладение навыком (например,g., самостоятельная ходьба) не является предиктором будущего превосходства этого набора навыков. Некоторым детям определенные занятия нравятся больше, чем другим, но все дети в конечном итоге достигают необходимых этапов развития, чтобы считаться нормальными. Если у вас есть какие-либо вопросы, поговорите с педиатром вашего ребенка.

© 2005-2021 WebMD, LLC. Все права защищены.

Что может видеть мой ребенок? Руководство для родителей по зрению новорожденного

В первые 3 месяца глазные мышцы вашего ребенка обычно развиваются:

  • сфокусируйте глаза на объектах на разных расстояниях

  • следите за движущимися объектами глазами

  • В дополнение к развитию глазных мышц мозг зрячего ребенка приобретает чувство и значение от всех визуальных ввод получен из глаз.Такие ботаники, как я, называют это зрительной сенсорной обработкой.

    Пройдя стадию новорожденности, дети в возрасте 3–6 месяцев обычно развивают восприятие глубины по мере того, как они достигают, перекатываются и, как правило, становятся более способными взаимодействовать с объектами вокруг них. Цветовое зрение также обычно значительно улучшается в этом возрастном диапазоне.

    ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ ДЛЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИГРЫ НОВОРОЖДЕННЫХ

    Пока вы полностью не поймете, как ваш ребенок видит и почему так важна визуальная игра, можно легко предложить игрушки, которые не подходят для зрения новорожденного, расположите игрушки слишком далеко, чтобы ребенок действительно видит или не замечает, как ребенок работает над зрительными навыками во время бодрствования.

    Лучшие игрушки для визуальных игр новорожденных с простыми, высококонтрастными изображениями и могут быть размещены в пределах 12 дюймов от ребенка. Если игрушки двигаются, они двигаются очень медленно (как мобильный телефон). И это особенно полезно, если ребенок может взаимодействовать с игрушкой в ​​разных положениях тела (лежа на спине, время на животике, сидя на боку) и в разных местах дома и / или на ходу.

    Игрушки с мигающим светом могут привлекать внимание ребенка, но не поддерживать визуальные навыки, над которыми они работают.Они также могут чрезмерно стимулировать новорожденного, поэтому я не рекомендую их детям в первые 3 месяца. Если у вас есть игрушки с мигающим светом, выключите их или используйте умеренно, наблюдая за ребенком на предмет признаков чрезмерной стимуляции, таких как суетливость и избегание зрительного восприятия.

    Бюджет и образ жизни у всех разные, поэтому я делюсь черными и белыми игрушками для дома, для путешествий и по разным ценам, включая бесплатные. Приведенные ниже ссылки на игрушки являются партнерскими ссылками, что означает, что любая покупка, которую вы совершаете, поддерживает создание ресурсов CanDo Kiddo без каких-либо дополнительных затрат для вас.

    Моя любимая коллекция игрушек для малышей, подходящих для развития, — это The Play Kits от Lovevery . Набор для игр Looker (от рождения до 8 недель) включает 5 черно-белых высококонтрастных игровых элементов. И Charmer Play Kit (месяцы 3 и 4) включает еще несколько! Купите индивидуальные комплекты или подпишитесь, и каждые 2 месяца получайте игрушки, разработанные экспертами, и развивающие игры.

    Когда младенцы смотрят в глаза, и связанные с ними вехи первого года обучения

    • Зрительный контакт очень важен для детского мозга, социального и эмоционального развития.Это один из ключевых способов установления связи с другими людьми.
    • Младенцы могут смотреть в глаза почти сразу после рождения. Новорожденных особенно привлекают некоторые особенности, такие как красный цвет и сильный контраст.
    • Примерно через четыре месяца у младенцев появляется более сложное визуальное восприятие и общение. Они должны видеть цвета и улыбаться вам в ответ, когда вы смотрите ему в глаза.
    • Если через год ваш ребенок все еще не может смотреть в глаза, возможно, пришло время поговорить с врачом.
    • Эта статья была отрецензирована Ронией Гордон, доктором медицины, клиническим доцентом кафедры акушерства и гинекологии Нью-Йоркского университета в Лангоне.

    • Посетите домашнюю страницу Insider, чтобы узнать больше.

    Для многих молодых родителей наблюдение за тем, как их ребенок начинает осознавать свое окружение, — это увлекательный и красивый процесс. По мере того, как ребенок начинает уделять больше внимания лицам и общаться в обществе, становится ясно, что эмбрион размером с горошину, наконец, становится крошечным человечком.

    Когда младенцы смотрят в глаза в течение первых нескольких месяцев

    «Младенцы могут смотреть в глаза прямо с рождения», — говорит доктор Дипеш Навсария, доктор медицины, доцент педиатрии в Школе медицины и медицины Университета Висконсина. Общественное здравоохранение и член Совета по раннему детству Американской академии педиатрии.

    Зрительный контакт — это один из способов, которым родители могут сказать, что их ребенок начинает проявлять больший интерес к окружающим их людям.

    Рано, в первые несколько месяцев, новорожденных будут особенно привлекать некоторые специфические вещи, такие как красный цвет и сильный контраст — например, черный и белый, — говорит Навсария. Они также настроены на человеческое лицо или, по крайней мере, на его общие очертания, хотя их зрение все еще развивается.

    Когда младенцы начинают осознанно и осознанно смотреть в глаза

    По мере взросления младенцы начинают предпринимать сознательные усилия по общению, что выходит за рамки естественной склонности к человеческим лицам.

    По сравнению с первым месяцем, когда они могли сосредоточиться только на объектах на расстоянии примерно 30 см, младенцы в возрасте трех или четырех месяцев имеют лучшее цветовое восприятие и могут начать различать другие объекты, помимо лиц, например игрушки.

    К четырем месяцам они также должны начать проявлять более осознанное поведение, например, тянуться к своим игрушкам и умышленно улыбаться вам, когда вы смотрите вам в глаза.

    Младенцы могут показывать рефлексивную улыбку, улыбаться без видимой причины с рождения, но между четырьмя неделями и четырьмя месяцами у них разовьется социальная улыбка, либо отвечая другому человеку, либо пытаясь заставить кого-то улыбнуться им, Навсария говорит.

    Если ваш ребенок не смотрит в глаза до одного года

    К одному году, если ребенок, кажется, не может фиксироваться на предметах или сознательно смотреть в глаза, очень важно поговорить с вашим педиатром , — говорит Навсария. Посещение врача также может помочь родителям понять, действительно ли у их ребенка проблемы со зрением, или проблема связана со слухом или чем-то еще, например аутизмом.

    Зрительный контакт очень важен с точки зрения детского мозга, социального и эмоционального развития, — говорит Навсария.«Это один из ключевых способов установления связи с другими людьми».

    В раннем детстве налаживание этих ранних связей с родителями — и наличие любящих, заботливых и поддерживающих отношений — является самым важным для развития, — говорит Навсария.

    Однако по большей части зрение ребенка развивается само по себе. «Глаза обычно сами о себе заботятся», — говорит Навсария. Таким образом, нет необходимости пытаться провести офтальмологическое обследование вашего ребенка дома, если вы не думаете, что что-то не так.В случае сомнений всегда обращайтесь к педиатру.

    Когда младенцы начинают учиться?

    Расшифровка стенограммы «Когда младенцы начинают учиться?» видео

    Элисон Гопник, доктор философии: Обучение начинается буквально с момента рождения ребенка, и даже есть некоторые свидетельства того, что обучение происходит в утробе матери. Так, например, когда рождаются дети, они различают звуки языка, который они слышали, и звуки другого языка. Итак, они уже видят, слышат, понимают, что происходит вокруг них.

    Джек П. Шонкофф, доктор медицины: С момента рождения, когда вы перерезаете веревку, ребенок принимает окружающую среду, реагирует на нее, учится. Итак, я думаю, что большое новое послание … Раньше, 10 лет назад, люди говорили: «Так когда же ребенок начинает видеть?» или «Когда ребенок начинает слышать?»

    Джек П. Шонкофф, доктор медицины: Или люди будут думать об обучении перед школой, люди скажут: «Ну, так … За год до того, как вы пойдете в школу, мы должны убедиться, что ребенок ориентирован на обучение.«Обучение не начинается тогда, обучение начинается в младенчестве. Младенцы учатся все время. Поэтому я думаю, что самое важное сообщение о раннем детстве состоит в том, что в этой маленькой головке с самого момента рождения происходит много всего. И нам нужно это понимать, мы должны уважать это, мы должны понимать, насколько то, что происходит на раннем этапе, может повлиять на вещи позже.

    Share Post:

    About Author

    alexxlab

    Recommended Posts

    20 июня, 2021
    Как сшить конверт для новорожденного своими руками фото: Выкройка конверта для новорожденного своими руками. Быстро и недорого сделайте удобный наряд для своего мал…
    20 июня, 2021
    Ложный круп у детей симптомы и первая помощь: Ложный круп — симптомы, лечение первая помощь
    20 июня, 2021
    Как правильно запеленать новорожденного: 404 Not Found 1 — дополнительная информация Mothercare
    20 июня, 2021
    Опыты с металлами для детей: Химические эксперименты Attivio Опыты с металлами
    19 июня, 2021
    22 размер сколько см по стельке: Таблица размеров обуви
    19 июня, 2021
    Из фетра diy: Декор из фетра своими руками: 10 мастер-классов
    19 июня, 2021
    Почему пульсирует живот во время беременности: Пульсация в животе — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения
    19 июня, 2021
    Индекс уф погода: МЕТЕОНОВА — УФ-Индекс солнечной активности в Казани по часам на двое суток — прогноз индекса ультрафиолетого излучения Солнца

    No comment yet, add your voice below!

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *