Младенец развитие по месяцам: Календарь развития ребенка от Здоровье Нации

Содержание

Шестой месяц

Ваш малыш скоро преодолеет первый большой рубеж – полгода. Из беспомощного младенца он
постепенно превращается в настоящего маленького человечка со своей индивидуальностью.

Двигательная активность

К возрасту 6 месяцев ребенок хорошо переворачивается. Положение на животе с приподнятым
плечевым поясом и головой, взглядом, устремленным вперед, — это оптимальная исходная поза
для развития ползания. Если к этому присоединяется еще и живой интерес к игрушке,
расположенной совсем близко, то обязательно возникает и попытка продвинуться вперед.
Возможно, что при этом у малыша возникает желание схватить предмет не только рукой, но и
ртом. Если не удается захватить игрушку, протянув руки, то постепенно ребенок будет
подтягивать туловище за руками и повторно выбрасывать руки вперед. В ближайшие пару месяцев
малыш научится уверенно передвигаться в пространстве на четвереньках с перекрестным
движением рук и ног.

Помимо этого, он сможет стоять на выпрямленных ногах, если вы будете придерживать его под
мышками или за ручки. Ребенок может недолго сидеть с поддержкой и, возможно, уже пытаться
сесть самостоятельно, но важно помнить, что в таком возрасте позвоночник грудничка еще не
готов продолжительно находиться в вертикальном положении, поэтому пока следует подождать и
не поощрять эти попытки.

Лучше помогите ребенку побольше поползать. Например, разместите в паре метров от него яркий
предмет, чтобы он попробовал до него добраться.

Побольше двигайтесь вместе с малышом: носите его на руках – качайте его, кружите, поднимайте
вверх. Это не только доставляет ребенку огромное удовольствие, но и стимулирует укрепление
его вестибулярного аппарата.

Развитие рук и пальчиков крохи уже позволяет ему не только двумя руками брать игрушки,
перекладывать их из руки в руку, бросать на пол и поднимать, но и уверенно хлопать в
ладоши.

Вступайте в клуб Similac «Мама знает!» и получайте скидки, подарки и
советы от экспертов.

Вступить в клуб →

Зрение и слух малыша

В 6 месяцев острота зрения ребенка повышается, устойчиво координируются движения глаз и рук.
В этом возрасте малыш хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы. Также начинает
формироваться способность стереоскопического восприятия пространства, то есть возникает
представление о глубине и отдаленности расположения предметов.

Слух ребенка тоже становится все лучше. Малыш реагирует поворотом головы даже на самые тихие
шумы, такие как перелистывание страниц книги

Психология полугодовалого ребенка

В пятимесячном возрасте скорее всего Вы познакомились с первым страхом малыша – боязнью
посторонних людей. Интересно, что после шести – семи месяцев у малыша формируется активная
познавательная деятельность, которая требует постоянного взаимодействия с предметами и
игрушками, поэтому любопытство по отношению к новой игрушке может подавить негативную
реакцию на незнакомого человека.

К шести-восьми месяцам у ребенка появится еще один страх – тревога при расставании с Вами.
Малыш будет бояться, что Вы можете уйти и никогда не вернуться. Важно дать ему понять, что
если мама уходит, то она обязательно придет обратно. Лучший способ доказать ему это –
поиграть в прятки. Уходить на короткий срок и сразу же возвращаться, пока страх не силен. С
течением времени малыш поймет, что Вы всегда будете рядом с ним, даже если ненадолго
отлучаетесь.

Ребенок в таком возрасте постоянно требует внимания родителей. Это может быть немного
утомительным для Вас, но зато дает малышу ощущение надежности и любви. В шесть месяцев
грудничок уже способен и сам проявлять нежность и ласку, например, прижиматься к Вам, сидя у
Вас на коленях.

Ребенок в этом возрасте уже понимает простейшие причинно-следственные связи. Он осознает, что
если нажмет пальчиком на кнопку игрушки, то зазвучит музыка, или что мама подойдет, если он
закричит.

Самое время приобрести для Вашего малыша первые развивающие игры, ведь теперь он активно
интересуется тем, как с пользой применять окружающие его предметы, он даже может
самостоятельно играть около десяти – пятнадцати минут. А еще у него появляется первая
любимая игрушка.

Ребенок начинает осознавать себя, понимает, что его называют по имени, узнает, что может
влиять своими поступками на окружающих. Если Вы будете смеяться в ответ на его действия, то
он будет повторять их еще активнее.

Развитие речи

К концу шестого месяца малыш может произносить до сорока разных звуков! Он меньше плачет и
кричит, все чаще лепечет. Именно в этом возрасте у него возникает сенсорная речь, то есть
понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми. Оно ясно выражается поворотом
головки, протягиванием рук в направлении называемого предмета или лица.

При этом ребенок хорошо имитирует все, что слышит. Иногда даже кажется, что он может
произносить какие-то слова, но пока они не имеют значения.

Старайтесь подольше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, стишки и петь песенки, чтобы
малыш мог накопить словарный запас.

Изменения в режиме дня

Продолжительность сна у малыша в 6 месяцев составляет около 14,5 часов, причем, ночной сон
может длиться до 11 часов — если ребенка ничего не беспокоит, то он уже может проспать всю
ночь напролет. Неудивительно, ведь днем он очень активный и тратит много энергии, уставая к
вечеру.

Полгода – самое время для первого зуба (а может, и нескольких), поэтому не забудьте посетить
стоматолога, чтобы он оценил строение челюсти и уздечек ротовой полости.

Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией
Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант»,
2009. — 1008 с.

Развитие ребенка в 2 месяца

 В 2 месяца у ребенка все лучше оттачиваются двигательные навыки. Ребенку становится все легче управлять своим телом, какие-то резкие и бессознательные движения уходят в прошлое, пропадает рефлекс ползанья. Хорошо начинает развиваться хватательный рефлекс, он выражается все больше в захватывании ребенком пальцев или волос взрослых. Часто ребенок в два месяца может уже какое-то время в руках удерживать маленькую игрушечку, прижав ее ладошкой.

 

К тому же малышу нравится тащить все в рот и пробовать на вкус. Малыш может в этом возрасте самостоятельно разжимать ладошку, поэтому часто во рту у крохи можно видеть его пальчики. В 2 месяца ребенок должен уметь хорошо удерживать свою головку в приподнятом состоянии и в вертикальном положении. Малыш способен лежа на животике самостоятельно приподнимать грудь и голову и находиться в таком положении до двадцати секунд.

Ребенок в два месяца с интересом активно изучает мир его окружающий. В 2 месяца ребенок должен уметь различать чужие и знакомые голоса. Часто улыбается папе и маме и в это же время внимательно и настороженно смотрит в лицо, склоненное над ним. Ребенок может различать нелюбимые и любимые предметы, он тянется ко всему, что его заинтересовывает. Внимание малыша начинают привлекать звучащие и движущиеся предметы. Он может следить за тем, как они двигаются, ребенок слушает звуки и тянется по направлению предмета своей крохотной ручкой.

В этом возрасте папа и мама могут услышать от своего крохи звуки, которые чем-то напоминают пение. Это звуки, обычно произносимые перед началом гуления. В это время малыш пытается воспроизводить звуки слышимые им от окружающих его людей.

И хоть вам может показаться, что такие звуки бессмысленны, все равно помогайте малышу произносить их, распевайте вместе с ним и тогда вы заметите, что ребенок в 2 месяца умеет хорошо произносить звуки.

Какие игры и занятия для развития необходимы ребенку в 2 месяца?

Хоть малыш и совсем еще крошечный, он уже активно развивается. В это время его слух, зрение, координация движений и двигательные навыки совершенствуются. Поэтому ребенку необходимы занятия и игры для развития. Причем включать их в график крохи нужно каждый день. По причине все большего внимания к окружающим ребенка предметам предложите для развития зрения ему игры с предметами. Допустим, можно на расстоянии тридцать см. от лица крохи передвигать небольшую игрушку, но только выберите что-нибудь яркое и пестрое. Тогда малыш будет концентрировать на ней свое внимание и соответственно водить глазками. И впоследствии зрение малыша станет лучше.

Необходимо постоянно следить за тем, какое у ребенка настроение. Если заметите, что он куксится и недоволен, прекращайте игру. Хорошо применять для развития зрения крохи различные узоры: черно-белые, цветные, с картинками. Развесьте их в поле зрения ребенка.

Чтобы усовершенствовать хватательный рефлекс крохи и развить его моторику маленьких совсем ручек играйте с малышом в шарики. Найдите шарики разные по размеру, фактуре и цвету, сделанные из различных материалов. Это могут быть деревянные, пластмассовые, тряпочные шарики. Вкладывайте их по очереди в ладошку крохи, предлагайте ему схватить шарик. Позже вы можете подвесить шарик на веревочку и аккуратно спускать его в ладонь ребенка. Предлагайте при этом крохе схватить шарик, после этого потихоньку потягивайте шарик, стимулируйте малыша удерживать шарик крепче. Ведь в 2 месяца ребенок должен уметь это делать.

Так как в два месяца двигательные навыки крохи хорошо развиваются, можно выполнять уже упражнения, которые способствуют укреплению мышц ребенка. Особенно это касается спины, мышц шеи, рук. Положив малыша на пеленальный столик на животик, присядьте рядом и называйте его по имени и в это самое время показывайте какую – то яркую игрушечку. Заинтересовавшись, ребенок будет стараться поднимать голову, чтобы посмотреть на игрушку. Таким образом, будут тренироваться мышцы. Это же самое можно делать, ребенка положив к себе на живот и призывая малыша смотреть лицо в лицо. Вскоре вы заметите, что благодаря вашим усилиям ваш ребенок в 2 месяца умеет делать то, что другие дети еще пока не умеют.

Чтобы развить слух малыша, привяжите к носкам ребенка маленькие колокольчики. При каждом движении колокольчики будут звенеть. Слух будет совершенствоваться при помощи музыки. Хорошо бы включать малышу классику, при этом меняя композиторов и наблюдая какой же из них малышу нравится больше всех. Также хорошо бы знакомить дитя с ритмом и стихотворным размером. То есть просто читайте ему стихи, рассказывайте всевозможные прибаутки и «потешки», напевайте песенки для детей.

Развитие ребенка в 3 месяца

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку — он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.

 

С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?» Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин — ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.

Развитие 3 месячного ребенка

К окончанию 3-го месяца жизни малыша он должен уметь:

— лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;

— провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.

Возможно, также, ваш малыш будет уметь:

— смеяться и визжать от восторга;

— лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;

— твердо держать голову в вертикальном положении;

— лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

— держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

— переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;

— произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.

Режим дня 3 месячного ребенка

К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для полдника, за которым следует очередной сон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до того времени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспать до раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше.

Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев. Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно и то же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.

Ночное кормление 3х месячного ребенка

Хотя некоторые дети к 3 месяцам уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.

Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.

Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.

Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь  успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.

Развивающие занятия с 3 месячным ребенком

Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию — будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.

Общение с представителями «самой гуманной профессии» в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации — и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций — дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседовать с опытным специалистом.

Общение с педиатром может потребоваться не только по поводу вакцинации — у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. «Классическая троица» — диатезы, рахит и кишечные колики — довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею.

В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.

 

Развитие ребенка по неделям | Областной перинатальный центр

Будущим мамам всегда любопытно, как идет развитие плода во время, когда его ждут с таким нетерпением. Поговорим и посмотрим на фото и картинки, как же растет и развивается плод по неделям.

Что же делает пузожитель целых 9 месяцев в животике у мамы? Что чувствует, видит и слышит?

Беременность: развитие плода по неделям

Начнем рассказ о развитии плода по неделям с самого начала — от момента оплодотворения. Плод возрастом до 8ми недель называют эмбрионом, это происходит до формирования всех систем органов.

Развитие эмбриона: 1-я неделя

Яйцеклетка оплодотворяется и начинает активно дробиться. Яйцеклетка направляется к матке, по пути освобождаясь от оболочки.

На 6—8й дни осуществляется имплантация яйца — внедрение в матку. Яйцо оседает на поверхность слизистой оболочки матки и используя хориальные ворсинки прикрепляется к слизистой матки.

Развитие эмбриона: 2–3 недели

Картинка развития эмбриона на 3-ей неделе.

Эмбрион активно развивается, начиная обосабливаться от оболочек. На данном этапе формируются зачатки мышечной, костной и нервной систем. Поэтому этот период беременности считают важным.

Развитие эмбриона: 4–7 недели

Развитие плода по неделям в картинках: неделя 4

Развитие плода по неделям фото: неделя 4

Фото эмбриона до 6й недели беременности.

У эмбриона формируется сердце, головка, ручки, ножки и хвост 🙂 . Определяется жаберная щель. Длина эмбриона на пятой неделе доходит до 6 мм.

Развитие плода по неделям фото: неделя 5

На 7й неделе определяются зачатки глаз, живот и грудь, а на ручках проявляются пальцы. У малыша уже появился орган чувств — вестибулярный аппарат. Длина эмбриона — до 12 мм.

Развитие плода: 8я неделя

Развитие плода по неделям фото: неделя 7-8

У плода определяется лицо, можно различить ротик, носик, ушные раковины. Головка у зародыша крупная и ее длина соотносится с длиной туловища; тельце плода сформировано. Уже существуют все значимые, но пока еще не полностью сформированные, элементы тела малыша. Нервная система, мышцы, скелет продолжают совершенствоваться.

Развитие плода на фото уже чувствительные ручки и ножки: неделя 8

У плода появилась кожная чувствительность в области ротика (подготовка к сосательному рефлексу), а позже в области личика и ладошек.

На данном сроке беременности уже заметны половые органы. Жаберные щели отмирают. Плод достигает 20 мм в длину.

Развитие плода: 9–10 недели

Развитие плода по неделям фото: неделя 9

Пальчики на руках и ногах уже с ноготками. Плод начинает шевелиться в животе у беременной, но мать пока не чувствует этого. Специальным стетоскопом можно услышать сердцебиение малыша. Мышцы продолжают развиваться.

Развитие плода по неделям фото: неделя 10

Вся поверхность тела плода чувствительна и малыш с удовольствием развивает тактильные ощущения, трогая свое собственное тельце, стенки плодного пузыря и пуповину. За этим очень любопытно наблюдать на УЗИ. Кстати малыш сперва отстраняется от датчика УЗИ (еще бы, ведь он холодный и непривычный!), а потом прикладывает ладошки и пяточки пытаясь потрогать датчик.

Удивительно, когда мама прикладывает руку к животу, малыш пытается освоить мир и старается прикоснуться своей ручкой «с обратной стороны».

 

 

Развитие плода: 11–14 недели

Развитие плода на фото ножки: неделя 11

У малыша сформированы руки, ноги и веки, а половые органы становятся различимы(вы можете узнать пол ребенка). Плод начинает глотать, и уж если ему что-то не по-вкусу, например, если в околоплодные воды (мама что-то съела) попало что-то горькое, то малыш станет морщиться и высовывать язык, делая меньше глотательных движений.

Кожица плода выглядит прозрачной.

Развитие плода: неделя 12

 

Фото плода 12 недель на 3d УЗИ

 

Развитие плода по неделям фото: неделя 14

Почки отвечают за производство мочи. Внутри костей образуется кровь. А на голове начинают расти волосики. Двигается уже более скоординировано.

Развитие плода: 15–18 недели

Развитие плода по неделям фото: неделя 15

Кожа розовеет, ушки и другие части тела, в том числе и лицо уже видны. Представьте, ребенок уже может открывать ротик и моргать, а также делать хватательные движения. Плод начинает активно толкаться в мамином животике. Пол плода возможно определить на УЗИ.

Развитие плода: 19–23 недели

Развитие плода по неделям фото: неделя 19

Малыш сосет пальчик, становится более энергичным. В кишечнике плода образуется псевдо-кал — меконий, начинают работать почки. В данный период головной мозг развивается очень активно.

Развитие плода по неделям фото: неделя 20

Слуховые косточки костенеют и теперь способны проводить звуки, малыш слышит маму — биение сердца, дыхание, голос. Плод интенсивно прибавляет в весе, формируются жировые отложения. Вес плода достигает 650 г, а длина — 300 мм.

Легкие на данном этапе развития плода развиты настолько, что малыш в искусственных условиях палаты интенсивной терапии может выжить.

Развитие плода: 24–27 недели

Легкие продолжают развиваться. Теперь малыш уже засыпает и просыпается. На коже появляются пушковые волосики, кожа становится морщинистой и покрыта смазкой. Хрящи ушек и носика еще мягкие.

Развитие плода по неделям фото: неделя 27

Губы и ротик становятся чувствительней. Глазки развиваются, приоткрываются и могут воспринимать свет и жмурится от прямых солнечных лучей. У девочек большие половые губы пока не прикрывают малые, а у мальчиков яички пока не опустились в мошонку. Вес плода достигает 900–1200 г, а длина — 350 мм.

9 из 10 детей рожденных на данном сроке выживают.

Развитие плода: 28–32 недели

Теперь легкие приспособлены к тому, чтобы дышать обычным воздухом. Дыхание ритмичное и температура тела контролируются ЦНС. Малыш может плакать и отвечает на внешние звуки.

Ребенок открывает глазки бодрствуя и закрывает во время сна.

Кожа становится толще, более гладкой и розоватой. Начиная от данного срока плод будет активно прибавлять в весе и быстро расти. Почти все малыши преждевременно родившиеся на данном сроке жизнеспособны. Вес плода достигает 2500 г, а длина — 450 мм.

Развитие плода: 33–37 недели

Развитие плода по неделям фото: неделя 36

Плод реагирует на источник света. Прирастает тонус мышц и малыш может поворачивать и поднимать голову. На которой, волосики становятся шелковистыми. У ребенка развивается хватательный рефлекс. Легкие полностью развиты.

Развитие плода: 38–42 недели

Плод довольно развит, подготовлен к рождению и считается зрелым. У малыша отточены более 70-ти разных рефлекторных движений. За счет подкожной жировой клетчатки кожа малыша бледно-розовая. Головка покрыта волосиками до 3 см.

Развитие плода по неделям фото: неделя 40

Малыш отлично усвоил движения мамы, знает когда она спокойна, взволнована, расстроена и реагирует на это своими движениями. Плод за внутриутробный период привыкает к перемещениям в пространстве, поэтому малыши так любят когда их носят на руках или катают в коляске. Для младенца это совершенно естественное состояние, поэтому он успокоится и заснет, когда его покачают.

Ногти выступают за кончики пальчиков, хрящики ушек и носика упругие. У мальчиков яички опустились в мошонку, а у девочек большие половые губы прикрывают малые. Вес плода достигает 3200-3600 г, а длина — 480-520 мм.

После появления на свет малыш тоскует по прикосновениям к своему тельцу, ведь первое время он не может сам себя ощупывать — ручки и ножки не так уверенно слушаются ребенка как это было в околоплодных водах. Поэтому, чтобы ваш малыш не чувствовал себя одиноко, его желательно носить на руках, прижимать к себе поглаживая его тельце.

И еще, младенец очень хорошо помнит ритм и звук вашего сердца. Поэтому утешить малыша можно так — возьмите его на руки, положите на левую сторону и ваше чудо утихомириться, перестанет плакать и заснет. А для вас, наконец, наступит время блаженства 🙂 .

Первый месяц жизни ребенка — развитие, уход и питание в первый месяц жизни ребенка

При уходе за ребенком первого месяца жизни у родителей возникает множество вопросов и волнений, которые в большинстве случаев вызваны естественными особенностями развития малыша. Беспокойство – нормальное состояние для матери и отца, так как забота о здоровье новорожденного становится для них приоритетной задачей. Но чтобы уметь вовремя заметить признаки проблем со здоровьем или развитием ребенка в первый месяц жизни, следует знать о том, какие именно особенности формирования его организма являются нормальными и естественными.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Особенности физического развития

В первую неделю жизни малыша не стоит ждать от него каких-либо особых «достижений»: процесс рождения отнимает много сил не только у матери, но и у ребенка, поэтому сон и питание – единственное, что ему нужно больше всего. Но уже со второй недели развитие новорожденного становится достаточно активным. С каждым днем он «взрослеет» и выглядит это примерно следующим образом:

  • У ребенка формируется определенный режим дня и питания – он нуждается в кормлении порядка 6–9 раз в сутки, а все остальное время у него занимает сон. К концу первого месяца периоды бодрствования могут составлять 15–30 минут в течение каждого цикла сон − кормление.
  • Держать голову малыш научится чуть позже – уверенно поднимать голову вместе с плечевым поясом он начнет в 3–4 месяца. Но уже к концу первого месяца он делает попытки «контролировать ситуацию» – отворачивает лицо в сторону при ярком освещении или подается назад при нежелании брать грудь или соску. Если 2–3-недельного малыша уложить на живот, то он уже пытается приподнимать голову, реагируя на звуки материнского голоса или поглаживание по щеке.
  • Ребенок прибавляет в росте в среднем 3–4 см, а вес увеличивается примерно на 700 г в течение первого месяца. Но эти значения очень примерны. Диапазон прибавки в весе варьируется от 400 до 1300 г и обусловлен весом ребенка при рождении, особенностями родов, качеством грудного молока матери, состоянием здоровья малыша и множеством других факторов.

Основы гигиены ребенка первого месяца жизни

В течение первого месяца после рождения малыш достаточно сильно уязвим перед лицом инфекций, присутствующих в окружающей среде. Слизистые оболочки дыхательных путей и ЖКТ новорожденного, которые впоследствии приобретут собственную микрофлору, в первые дни остаются стерильными и постепенно заселяются нужными микроорганизмами. Когда микрофлора сформируется окончательно, ребенок будет защищен от многих нарушений состояния здоровья естественным образом. Но до этого следует особое внимание уделять уходу за ним.

Гигиена питания. Питание – самый важный фактор для ребенка первых месяцев жизни. Именно он задает правильные темпы роста и развития малыша и позволяет желудочно-кишечному тракту приобрести собственную здоровую микрофлору. Но чтобы снизить вероятность проникновения в организм новорожденного болезнетворных микроорганизмов, следует соблюдать некоторые правила гигиены:

  • При грудном вскармливании мать должна перед кормлением обрабатывать соски и ареолы водой с детским мылом, затем тщательно ополаскивать грудь чистой водой и насухо вытирать ее салфеткой.
  • При искусственном или смешанном вскармливании обязательна обработка всех аксессуаров для кормления с помощью кипячения или специального парового стерилизатора. Разбавление смеси до нужной консистенции должно проводиться только кипяченой водой, охлажденной до температуры 36–37 °C.
  • Так как в первые недели и месяцы после рождения высока вероятность развития у новорожденного кандидоза ротовой полости (так называемой молочницы), педиатр может рекомендовать после кормления давать малышу несколько капель воды. Это позволяет смыть со слизистой рта остатки грудного молока или смеси, которые являются питательной средой для грибка.

Личная гигиена

  • Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, очень чувствительна к любым раздражителям. Поэтому для купания новорожденного следует выбирать средства, предназначенные именно для ухода за детской кожей. Такое мыло, шампунь или гель для купания не включают в свой состав веществ, способных спровоцировать аллергию, а их pH соответствует pH кожи малыша.
  • Температура воды для купания должна быть в пределах 33–34 °C в первые недели, после чего, когда ребенок уже привык к водным процедурам, ее можно постепенно снижать (не больше чем на 1 °C в неделю), доводя до комнатной температуры. Это помогает стимулировать мышечный тонус малыша, улучшить кровообращение в поверхностных сосудах и в целом закалить новорожденного. Но снижение температуры воды для купания должно проводиться только после консультации с педиатром, так как закаливающие процедуры у ослабленного, недоношенного или перенесшего какое-либо заболевание ребенка недопустимы.
  • При смене подгузника следует каждый раз очищать наружные половые органы, а также кожу в паховых и ягодичных складках ребенка с помощью специальных гигиенических салфеток без содержания спирта. В первые недели жизни малыша кал преимущественно жидкий или кашицеобразный, поэтому после дефекации ребенка лучше подмывать под проточной водой, уложив его на предплечье лицом вниз, или использовать специальные ванночки для подмывания. После купания кожу ребенка следует осушить мягким полотенцем, которое хорошо впитывает влагу, после чего можно выделить 5–10 минут на воздушные ванны.

Создание правильного микроклимата. В первые недели жизни у малыша недостаточно развиты механизмы терморегуляции – его тело еще неспособно в полной мере компенсировать слишком высокие или низкие температуры окружающей среды. Это значит, что переохлаждение или перегревание ребенка может привести к неприятным последствиям. Поэтому родителям нужно следить за соблюдением следующих условий:

  • температуру в комнате ребенка следует поддерживать в пределах 18–22 °C, при этом нужно контролировать уровень влажности воздуха – нельзя допускать ни его чрезмерной влажности, ни сухости;
  • одежда малыша должна быть выполнена из натуральных тканей, которые обеспечивают оптимальную вентиляцию кожи, гигроскопичность и не накапливают в себе статическое электричество;
  • новорожденного не следует укрывать одеялом или пледом во время сна – достаточно одежды, соответствующей температуре помещения;
  • следует регулярно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Лучше всего проводить сквозные проветривания в то время, пока малыш на прогулке. За 15–20 минут до того, как он вернется в свою комнату, нужно прекратить проветривание, чтобы воздух успел нагреться до нужной температуры.

Из-за чего стоит беспокоиться

Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:

  • ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
  • любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
  • носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
  • осиплость голоса, лающий кашель;
  • повышение температуры тела;
  • устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).

Но главным правилом при наблюдении за состоянием здоровья ребенка является следующее: при любых отклонениях или изменениях в поведении новорожденного следует обратиться к врачу, так как первый месяц жизни малыша – очень ответственный период, и крайне важно не упустить начало развития какого-либо заболевания, которое может отразиться на здоровье и развитии ребенка в будущем.

Развитие ребенка по месяцам до года: календарь развития ребенка и таблица


22.02.2020


Время на чтение: 5 мин